ТА — метод психоаналитической психотерапии, предложенный Эриком Берном и его учениками. В настоящее время ТА объединяет более чем 5000 профессионалов, состоящих членами Международной Ассоциации ТА — ITAA и Европейской Ассоциации ТА — ЕАТА.

Полная четырехлетняя программа подготовки к экзамену по Трансакционному Анализу (ТА) в области психотерапии

Тренер – профессор Шустов Дмитрий Иванович, TSTA

ПРЕАМБУЛА:

Программа рассчитана на 4 года. По окончании программы тренируемые приступают к написанию письменной части СТА (Сертифицированный Трансакционный Аналитик)-экзамена. Программа проводится под эгидой национальной ТА-ассоциации (РАТА – Рязанской Ассоциации Трансакционного Анализа) и ЕАТА – Европейской Ассоциации Трансакционного Анализа. Программа будет супервизироваться Дженни МакНамарa, TSTA (Англия) и Северной гильдией психотерапевтов Великобритании.

Краткое содержание программы

Программа начинается с набора слушателей 101 курса ТА (№1). Если слушатели уже имеют сертификат ТА101, полученный ими ранее, они могут приступить к тренинговой программе (№2) первых двух лет обучения. Если слушатели были участниками каких-либо других программ по ТА, проводимых под эгидой ЕАТА, и они (слушатели) считают себя достаточно продвинутыми в области психотерапии, то они могут приступить сразу к программе (№3) 2-х летнего продвинутого тренинга. Обычно слушатели начинают с получения сертификата ТА101, затем начинают углублять свои знания в области ТА в программе №2, параллельно используя полученные знания при лечении своих клиентов. Затем, при наличии достаточной мотивации, слушатели заключают спонсорский контракт и приступают к программе №3.


№1. 101 КУРС ТРАНСАКЦИОННОГО АНАЛИЗА

I.Положение о 101 курсе ТА и его цели

II.Определение и философия ТА и его области применения

А). Определение ТА

Б). Философские положения

В). Контрактный метод

Г). Области применения

1). Клиническая

2). Образовательная

3). Организационная

4). Другие

III.Краткий обзор развития ТА

А). Эрик Берн

1). Кто был Эрик Берн?

2). Развитие идей

3). Книги, написанные им

Б). Рост ТА

1). Семинары по социальной психиатрии в Сан-Франциско

2). Международная ассоциация трансакционного анализа

3). Региональные и национальные ТА ассоциации

IV.Структурный анализ

А). Определение эго-состояний

Б). Распознавание и диагностика эго-состояний

В). Поведенческие описания (Критический Родитель, Заботящийся Родитель, Взрослый, Свободный Ребенок, Адаптированный Ребенок)

Г). Контаминации и исключения

V.Трансакционный анализ собственно

А). Трансакции

1). Определение трансакции

2). Типы трансакций

3). Правила коммуникации

Б). Поглаживания

1). Определение поглаживаний

2). Стимулы и голод признания

3). Типы поглаживаний

В). Обесценивание

1). Определение обесцениваний (поведенческий или внутренний процесс)

2). Уровни обесцениваний

3). Причины для обесценивания

Г). Социальное структурирование времени

1). Голод структуры

2). Шесть способов структурирования времени

VI.Анализ игр

А). Определение игр

Б). Причины использования игр

В). Преимущества игр

Г). Примеры игр

Д). Степени игр

Е). Способы графического изображения игр

1). Трансакционная диаграмма

2). Формула «G»

3). Драматический треугольник

VII.Анализ рэкетов

А). Значение внутренних интрапсихических процессов

Б). Определение рэкетов и торговых марок

В). Взаимосвязь рэкетов с трансакциями, играми и сценарием

VIII.Сценарный анализ

А). Жизненные позиции

1). Определение жизненных позиций

2). Четыре жизненные позиции

3). Взаимосвязь жизненных позиций с играми и сценарием

Б). Сценарий

1). Определение сценария

2). Сценарные области в детском опыте

3).Процесс развития сценария (предписания, контрпредписания, ранние решения, атрибуции)

4). Изменяя сценарии

В). Автономность

1). Осознавание

2). Спонтанность

3). Способность к интимности

№2 Тренинги первых 2-х лет обучения

тренинг проводится в течение 2 –3 дней, 12 или 18 часов

Сентябрь
Студенческие ожидания.

ТА, ключевые идеи и философия ТА (все люди — ОК; каждый способен думать; каждый ответственен за свою судьбу и, следовательно, может ее изменить; контрактный метод; открытые коммуникации). Понятие автономности (спонтанность, интимность и осознавание). Жизненные позиции. Иллюстрация связи идей и философии ТА с клиникой.

Октябрь
Личность. Душа, психика и тело. Структурные модели личности в психоанализе и ТА. Структурная (1 и 2 порядка) и функциональные модели эго-состояний. Диагностика эго-состояний. Эгограммы. Структурная патология и реальные клинические проблемы на невротическом, личностном и психотическом уровнях функционирования. Понятия о внутриличностных конфликтах и тупиках(1,2 и 3 типов). Техника 3 стульев.

Ноябрь
Коммуникации. Трансакции, поглаживания и структурирование времени. Виды голодов (Берн,1961) ( признания, стимулов и структуры) и личностная патология с ними связанная (нарцистическая, шизоидная и пограничная личности). Отзеркаливание. Способы терапии – деконтаминация, конфронтация и поддержка. Потребности во взаимоотношениях (Эрскин).

Декабрь
Игры. Межличностные конфликты. Использование трансакций с двойным дном. Степени игр. Проблемные пациенты и невротики. Семейные игры и семейная терапия (понятие о системном анализе и психосинтезе). Сексуальные игры, сексологические расстройства и методы психотерапии. Бихевиоральнаяи гипно-суггестивная психотерапия.

Январь
Обесценивания. Пассивное поведение (ничегонеделание, сверхадаптация, ажитация, насилие). Переопределения и трансакции переопределения. Понятие и симбиозах и их видах. Грандиозность и беспомощность. Выученная беспомощность. Аутизм и шизофрения. Понятия о деконтаминации, катектировании Взрослого и конфронтации пассивности при работе с психотиками. Понятие о репарентинге.

Февраль
Аутентичные и рэкетные чувства.Рэкетная система.Работа с фантазиями и усиливающими рэкетную систему воспоминаниями. Гнев, вина, стыд, тревога и страх. Работа с эмоциями (катарсис, отреагирование подавленных эмоций, замена позитивными чувствами, прощение).

Март
Сценарии жизни. Сценарная матрица и ее составляющие. Ранние решения. Сценарные опросники. Понятия о воспитании (рэкетное воспитание) и родительском программировании в иных (не ТА) психотерапевтических модальностях. Построение геносоциограмм. Осознавание сценария. Понятие инсайта и когнитивная психотерапия.

Апрель
Сценарии жизни. Предписания и решения. Связь предписаний и личностных адаптаций. Эпискрипт. Антискрипт. Драйверы и позволители. Минискрипт.Новые решения. Редесижн – терапия.Гештальттерапия. Техника 2 стульев.

Май
Терапевтические школы в ТА. Классическая, катексис и редесижн. Групповая психотерапия и динамика групп. Терапевтические предпочтения. Сценарии психотерапевта.

Июнь
ТА в образовании и организациях. Коучинг. Психологическое консультирование и психотерапия. Задачи психологического консультирования.

Сентябрь
Теории развития. Теории детского развития. Психоанализ, поздний психоанализ, ТА.

Октябрь
Теории личности. Личностные адаптации (первичные и вторичные). Двери психотерапии и аварийные люки. Классификация. Психологическое тестирование. Наиболее распространенные виды психологических личностных тестов.

Ноябрь
Психопатология. Основные клинические симптомы и синдромы. Принципиальная схема психотерапевтических подходов в зависимости от ведущего синдрома.

Декабрь
Психические расстройства и психологические защитные механизмы: диссоциация, отрицание, фиксация, проективная идентификация, сублимация, вытеснение. Психотерапия и не-психотерапия защитных механизмов у различных личностных типов.

Январь
Возможности супервизии. Цели и задачи супервизии. Методы. Матрица супервизии. Стадии супервизии. IPR-модель супервизии. Параллельный процесс.

Февраль
Формальные стороны психотерапии. Законодательство в области психологического консультирования и психотерапии. Сертификация и лицензирование. Требования (в том числе к ведению медицинской документации). Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. Госпитализация.

Март
Психотерапии траура. Потери. Процесс горевания. Циркуляция траурных чувств. Виды патологического траура. Умирание. Хосписы и эвтаназия.

Апрель
Сложности помогающих профессий. Сценарии психотерапевта (Берн и Инглиш). Синдром выгорания. Алкоголизация и суицид у врачей и психотерапевтов. Варианты влияния проблемной личности психотерапевта на клиента. Необходимость и разумность дидактической психотерапии. Группы равных, Балинтовские группы.

Май
Использование Воспитывающего Родителя и Свободного Ребенка в терапии. Радость, счастье, любовь. Забота. Успешная психотерапия. Стадии успеха и личностные тупики. Нормализация успеха.

Июнь
Психосоматический клиент. Основы психосоматики. Классификация психосоматических заболеваний. ТА в соматической медицине. Работа с телом. Медитативные релаксирующие техники.
№3 Программа продвинутого 2-х летнего тренинга

Программа состоит из 3 блоков: Тренингового (групповые учебные семинары), Супервизионного (групповая или индивидуальная супервизия), Терапевтического. На этом этапе подразумевается заключение спонсорского СТА-контракта.

Тренинговый блок

2 года продвинутого обучения. Тренинги проводятся в течение 2 дней (суббота и воскресенье, либо даты будут согласовываться). 12 часов.

Сентябрь

Организация терапевтической работы. Этика и профессиональная ответственность (двойные взаимоотношения, терапевтическое время, границы). Финансовый контракт и его терапевтическое использование

Октябрь
Создание терапевтических взаимоотношений. Первая сессия, ее задачи и контакт. Симметрия и асимметрия. Эмпатия (Роджерс и Эрскин), присоединение, выслушивание и вовлеченность.

Ноябрь
Терапевтический контракт. Современные представления о закрытии «аварийныхх люков» (дискуссия Стюарта и Харгартен). Теория Максима Лумиса и процесс контрактирования. Задачи каждой стадии контрактирования применительно к клиническому разнообразию клиентов.

Декабрь
Планирование лечения. Концепции Берна, Мойзо и Эрскина. Цели терапии в ТА. Понятие «излечения». Трансферентое излечение и излечение перерешением. Критерии «излечения». Излечение невротиков, аддиктов, психопатов и психотиков.

Январь

Терапевтический материал. Прошлое, настоящее и будущее. Концепция памяти в ТА. Работа с чувствами. Интегрированный Взрослый. Репарентинг(виды) и Речайдлинг

Февраль
Терапевтические интервенции. Концепция Берна. Цели интервенции. Интерпретация. Бихевиоральные интервенции. Регрессивная работа и ее виды. Техника редисижн. Сугестия в ТА (Кларксон)

Март
Использование личности терапевта как терапевтического инструмента. Трансфер и контртрансфер. Виды. Проективная идентификация. Концепции Мойзо и Кларксон. Границы. Защита терапевта и дидактическая психотерапия

Апрель
Личностные адаптации. Пограничное личностное расстройство. Диагностика и психотерапия. Приглашая ко-терапевта.

Май
Личностные адаптации. Диссоциированные и шизоидные клиенты. Особенности терапевтического времени при терапии указанных видов расстройств

Июнь
Личностные адаптации и шизофрения. Параноидные и нарцистические клиенты. Терапия, тактика и стратегия. Психотерапия и психофармакотерапия.

Сентябрь

Аутоагрессивное поведение. Сценарий аутоагрессанта. Клиника и психотерапия суицидального поведения. Подходы к психотерапии алкоголизма как аутоагрессивного заболевания.

Октябрь
Личностные адаптации, стрессовые и постстрессовые расстройства. Обсессивно-компульсивные клиенты. Диагностика, психотерапия. Эмпатический и бихевиоральный подход. Истерические клиенты. Конверсия и психосоматика.

Ноябрь
Личностные адаптации. Пассивно-агрессивные и зависимые клиенты. Понятие пассивности в школе катексиса. Конфронтационные методы терапии в ТА.

Декабрь
Личностные адаптации и депрессия. Диагностика и психотерапия депрессий. Взгляд на депрессии ТА-аналитика. Депрессия и суицид. Депрессия и антидепрессанты. Ко-терапия.

Январь

Психотерапия пар, семей. Работа с детьми. Групповая психотерапия. Групповая динамика. Особенности групповой психотерапии в ТА

Февраль
Диагностические системы в психиатрии и психотерапии. МКБ-10 и DSM-IV. Критерии психологического, психического и духовного здоровья. Работа с психотиками в ТА.

Март
ТА и различия: гендерные, транскультуральные и этнические, связанные с миграционными процессами, особенностями полового поведения. Работы Мюреэл Джеймс и культуральные скрипты.

Апрель
Ургентные и непредвиденные ситуации в клинической практике. Ошибки психотерапевта. Психология стыда. Психотерапия стыда.

Май
Завершение психотерапии. Критерии завершения работы. Решение закончить работу. Подготовка к завершению. Задачи завершения. Последняя сессия. Дружеские отношения после завершения. Возможны ли иные отношения после завершения?

Июнь
Консультации по клиническим экзаменационным случаям. Завершение программы.

Супервизионный блок

Супервизии в группе проводятся 1 раз в месяц в течение 2 дней (12 часов). Индивидуальные супервизии по взаимной договоренности. Необходимо для СТА-экзамена набрать не менее 40 индивидуальных часов супервизии со спонсором. Необходимо предоставить экзаменационной комиссии 150 часов ТА — супервизии (в том числе супервизии в группе, сюда включаются и часы супервизии со спонсором) от не менее чем трех ТА-супервизоров.

Терапевтический блок

Личностную терапию проводит сертифицированный ТА аналитик (не спонсор). Достаточность часов терапии определяется коллегиально спонсором и терапевтом. Выбор терапевта – ответственность тренируемого. Допуск к экзамену тренируемого – ответственность спонсора. Наиболее удачным видом личностной терапии признаются 2-3 дневные групповые терапевтические марафоны (1 раз в месяц), а также работа с личным психотерапевтом ТА модальности.

Справки и запись по телефонам (4912) 92-23-41, 99-46-25 (Дмитрий Иванович).

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Facebook
Поделиться в социальных сетях