Проводится под эгидой ФГБУ Национальный Научный Центр Наркологии МЗ РФ (Москва, Малый Могильцевский пер., дом 3)

и

Европейской Ассоциации Трансактного Анализа

«101 курс» — это название обзорного официального курса по Трансакционному Анализу (ТА). В течение двух дней мы коснемся основных концепций классического ТА и будем говорить об особенностях и структуре 4-х летней программы в наркологии.

6.09.2014

11.00-12.00   Открытие программы.  Лекция директора ННЦ наркологии МЗ РФ, д.м.н., проф. Е.А.Кошкиной «Введение в психотерапию. Место психотерапии в наркологической практике»

12.00-12.30  Представления участников (несколько слов о себе и своих ожиданиях  от программы)

12.30-13.00     Перерыв

13.00-14.00     Ключевые идеи ТА и контрактный метод в наркологии

14.00-15.00     Обед

15.00-16.30  Контрактный метод (контракты, препятствующие суициду, гомициду и насилию, уходу из терапии, потери рационального контроля). Примеры и образцы контрактов

16.30-17.00  Перерыв. Книжный киоск. Знакомство с классической и современной литературой по ТА

17.00-18.30   Структура личности (Родитель, Взрослый, Ребенок). Анализ трансакций и поглаживаний

18.30-19.00       Обратная связь

7.09.2014

10.00-10.30      Соединение группы и отклики по вчерашнему дню

10.30-11.30      Пассивность и симбиозы – зависимость и созависимость

11.30-12.00      Перерыв

12.00-13.30   Игры и рэкеты. Драматический треугольник. Аутентичные и рэкетные чувства

13.30-14.30      Обед

14.30-16.00      Классические и современные концепции сценария жизни.

16.00-16.30      Перерыв

16.30-17.30 Практика изменений в ТА. Суммирование основных терапевтических подходов

17.30-17.45     Перерыв

17.45-18.30   Обратная связь и награждение участников сертификатами «101 курс» Европейской Ассоциации Трансакционного Анализа

Обсуждение тренингового календаря и прощание

О ТРАНСАКТНОМ АНАЛИЗЕ

         В настоящее время Трансактный Анализ (ТА), предложенный в свое время Эриком Берном в качестве теории личности и межличностной коммуникации,   приобретает все большее распространение и популярность. Две ведущие ассоциации ТА — Международная ассоциация ТА и Европейская ассоциация ТА (ЕАТА) объединяют около 5 000 сертифицированных профессиональных психотерапевтов из более чем 40 стран мира. В большинстве этих стран ТА признается научной психотерапевтической школой, а специалисты востребованы в медицинских, консалтинговых и педагогических организациях. Философский подход ТА и объясняющие человеческое поведение ТА — концепции преподаются на факультетах психологии в государственных и частных университетах мира. ТА включен в список 28 психотерапевтических метода, принятых  к практике на территории  Российской Федерации и является отдельной модальностью в Профессиональной Психотерапевтической Лиге, входящей в Европейскую Ассоциацию Психотерапии.  По определению Международной ассоциации ТА он «представляет собой теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности».

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  1. Обучение практикующих в наркологии специалистов (психиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов, консультантов, социальных работников и др.) Трансактному Анализу (ТА) – популярному и эффективному аналитическому направлению в психотерапии
  2. Подготовка специалистов к международной сертификации по ТА
  3. Более широкое внедрение в наркологию супервизорской практики

ОСНОВНЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПРОГРАММЫ:

Кошкина Евгения Анатольевна, д.м.н., профессор, директор ННЦ наркологии МЗ РФ — Координирующее руководство программой

Шустов Дмитрий Иванович, д.м.н., профессор зав. кафедрой психиатрии ГОУ ВПО РязГМУ им. акад. И.П.Павлова, обучающий и супервизирующий трансактный аналитик – Куратор раздела ТА и подготовки к международной сертификации, руководство супервизионной программой

Агибалова Татьяна Васильевна, д.м.н., зав. отделением психотерапии и реабилитации ННЦ наркологии МЗ РФ – Куратор раздела психотерапии в наркологии, руководство дидактической психотерапией курсантов и практикой

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

Программа стартует со «101» курса – вводного тренинга с вручением официальных сертификатов ЕАТА.

Аудиторные занятия проводятся в виде психотерапевтических обучающих марафонов по субботам и воскресеньям (16 часов) 5 раз в год в течение 4-х лет (320 часов продвинутого ТА-тренинга).

В течение 1-2 года обучения формируется супервизионная группа, которая функционирует по утвержденному плану (в зависимости от потребностей курсантов).

Групповая психотерапия обучающихся курсантов проводится 2 раза в год (2 марафона по 16 часов). Команду психотерапевтов возглавляет Кононова Дина Александровна, сертифицированный трансактный аналитик, предварительный (до экзамена) обучающий и супервизирующий трансакционный аналитик ЕАТА (PTSTA).

ТЕМЫ ТРЕНИНГОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. «101» курс и наркологические перспективы. Открытие и краткий обзор 4-х летней программы и основных ее блоков

Обзор классических теорий ТА с перспективой их использования в наркологической практике

  1. Структурный анализ личности. Начало психотерапии (первая сессия). Контрактный метод. Мотивационное интервью.
  2. «Игры, в которые играют алкоголики». Драматический треугольник. Трансакции и поглаживания. Подходы к психотерапии алкогольных игр. Инсайт-ориентированная ТА-психотерапия в когнитивном и бихевиоральном аспектах. УРТ.
  3. Сценарии жизни. Суицидология в наркологии. Гамартические сценарии и аутоагрессивное поведение. Методы психотерапии аутоагрессии у наркологических пациентов: ТА – подходы и экзистенциональные подходы.
  4. Сценарии жизни. Работа с контрсценарной программой в рамках психологического консультирования. Навыки психологического консультирования.

ТЕМЫ ТРЕНИНГОВ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Пассивность и симбиозы. Созависимость. Терия Джеки Шифф и регрессивный репарентинг. Реабилитационные центры.
  2. Работа с эго-состоянием Родитель. Виды нерегрессивного репарентинга. Кодирование и гипнотерапия.
  3. Работа с эго-состоянием Ребенок. Аутентичные и рэкетные чувства. Речайлдинг и Редесижн-психотерапия. Использование техник гештальт-терапии в наркологии.
  4. Теория и практика групповой психотерапии. Группы АА и АН. Семейная психотерапия и передача «эпискрипта».
  5. Психотерапия и применение лекарств. Эмпатия, комплайенс и контракт. Плацебо-эффект и опосредованные виды психотерапии зависимых лиц.

ТЕМЫ ТРЕНИНГОВ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Концепция «излечения» Берна и стадии психотерапевтического процесса. Долговременная психотерапия зависимых лиц. Планирование лечения.
  2. Психоаналитический ТА. Теории развития. Трансфер и контртрансфер: их роль и место в психотерапии зависимых лиц.
  3. Уровни организации личности (невротический, пограничный, психотический). Акцентуации характера, личностные расстройства и ТА-концепция личностных адаптаций «выживания» и «приспособления». Личностно-ориентированная психотерапия: границы и использование в наркологической практике. «Двери» психотерапии.
  4. Антисоциальная личность и Внутренний Демон. Заброшенность и патологический траур. Психотерапия прощением в наркологии.
  5. Психотерапия пограничной личности. Депрессия заброшенности и сплиттинг. «Пограничность» у зависимых личностей. Диссоциированная личность и психотерапия детской травмы.

ТЕМЫ ТРЕНИНГОВ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Нарциссическая личность. Психотерапия стыда и вины. Психотерапия зависимого и аутоагрессивного поведения у лиц помогающих профессий.
  2. Маниакально-депрессивная личность. Психотерапия депрессии и гипертимного поведения у наркологических больных.
  3. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства и посттравматического расстройства ожесточения. Психотерапия мудростью.
  4. Культуральные сценарии и духовно-ориентированная практика в наркологии.
  5. Непредвиденные ситуации, осложнения и побочные эффекты терапии. Психотерапевтические ошибки. Завершение психотерапии, подготовка последней сессии. Возможно ли завершение в наркологии?

ФАКУЛЬТАТИВЫ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ СО СВОИМ ПЛАНОМ):

— Гипнотерапия

— Нарративная психотерапия

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

А. УЧЕБНИКИ

 1. Стюарт Я., Джойнс В.  Современный Трансактный Анализ/ Пер. с англ. Спб: Социально-Психологический Центр. — 1996. 330 с. По вопросам приобретения книги обращайтесь к Касьянову Дмитрию: тел.:   +7 (921) 952-63-87, e-mail: post@bct.ru

2. Шустов Д.И. Руководство по клиническому трансактному анализу.– М.: «Когито-Центр», 2009. – 367 с.

Б. СТАТЬИ И МОНОГРАФИИ

  1. Агибалова Т.В. Психотерапия больных алкоголизмом с различными типами характера: Дис… к.м.н.: М., 2001. (Библиотека ННЦ наркологии)
  2. Берн Э. Групповая психотерапия / Э. Берн. - М.: Академический Проект, 2001. – 464 с. Берн Э. Групповая психотерапия / Э. Берн. — М.: Академический Проект, 2001. – 464 с.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. / Э.Берн.- Екатеринбург: ЛИТУР, 1999.-230 с. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. / Э.Берн.- Екатеринбург: ЛИТУР, 1999.-230 с.
  4. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия. / Э. Берн.- М.: Академический Проект, 2001. – 320 с. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия. / Э. Берн.- М.: Академический Проект, 2001. – 320 с.
  5. Гулдинг М.М., Гулдинг Р.Л. Психотерапия нового решения. Теория и практика. / М.М. Гулдинг, Р.Л. Гулдинг .-  М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 288 с. Гулдинг М.М., Гулдинг Р.Л. Психотерапия нового решения. Теория и практика. / М.М. Гулдинг, Р.Л. Гулдинг .-  М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 288 с.
  6. Зуйкова Н.Л., Шустов Д.И. Консультирование и психотерапия методом «транзактный анализ» (Учебно-методическое пособие).- М.:ГОУВПО РУДН, 2007.- 32 с.
  7. Меринов А.В. Аутоагрессивное поведение и оценка суицидального риска у больных алкогольной зависимостью и членов их семей.- Дис. … докт. мед. наук.- М., 2012 (Библиотека ННЦ наркологии)
  8. Меринов А.В., Шустов Д.И., Васяткина Н.Н. Эпискрипт как вариант внутрисемейной динамики аутоагрессивных паттернов в семьях мужчин, страдающих алкогольной зависимостью // Суицидология.- 2012.-№1.-С.28-38
  9. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы.- СПб.:Речь, 2002.-351 с. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы.- СПб.:Речь, 2002.-351 с.
  10. Шитов Е.А. Влияние ранней детской психической травмы на клинику и динамику алкогольной зависимости.- Дис … к.м.н.. — М.,2007 (Библиотека ННЦ наркологии).
  11. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна / К. Штайнер. – СПб.: Питер, 2003.-416 с. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна / К. Штайнер. – СПб.: Питер, 2003.-416 с.
  12. Штайнер К. Игры, в которые играют алкоголики / Пер. с англ: М.: Эксмо, 2003 Штайнер К. Игры, в которые играют алкоголики / Пер. с англ: М.: Эксмо, 2003
  13. Штайнер К. Лечение алкоголизма/ Пер. с англ: СПб:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005 Штайнер К. Лечение алкоголизма/ Пер. с англ: СПб:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005
  14. Шустов Д.И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм. – М.: «Когито-Центр», 2005. – 214 с. Шустов Д.И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм. – М.: «Когито-Центр», 2005. – 214 с.
  15. Шустов Д.И., Меринов А.В. Диагностика аутоагрессивного поведения при алкоголизме методом терапевтического интервью (Пособие для врачей психиатров-наркологов и психотерапевтов). — М., 2000. — 20 с.
  16. Шустов Д.И., Новиков С.А., Тучин П.В. Психотерапия алкогольной зависимости в классическом и современном трансакционном анализе // Российский психотерапевтический журнал.-2012.- №3-4.- С.47-56 (по данной ссылке для скачивания доступен полный текст статьи. Цитирование текста статьи возможно только с указанием первоисточника. Все авторские права соблюдены ©)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Facebook
Поделиться в социальных сетях