Мария Тереза Тоси

 

Центральная идея в повествовательной (нарративной) терапии заключается в том, что люди определяют для себя и для других, кто они есть через автобиографические рассказы. Их повествования имеют первичной целью интегрирование их опыта в последовательный рассказ, совместимый с культурой, к которой они принадлежат. Люди придумывают значения в культурных контекстах, которые помогают им сформировать их жизнь, а также представляют собой неизбежный предел возможностей, им предложенных. Человек также может переписать свой собственный рассказ в направлении, открывающем новые возможности в его жизни…

Согласно МакЛеод (2004), мы можем объединить несколько способов использования повествовательной перспективы в психотерапевтических моделях в двух главных традициях. Одна связана с теми авторами, которые изучали повествования пациента с тем, чтобы иметь доступ к скрытым психологическим процессам. Например, Люборский и Криц-Кристоф (1990) создали метод центральной конфликтной реляционной темы (CCRT) для анализирования спонтанных рассказов пациентов. Таким образом, они определили, какие конфликтные темы являются более распространенными и влияющими на отношения переноса. Другая традиция, которую МакЛеод (2004) назвал «пост-психологической терапией», развернулась в конце двадцатого века. Пост-психологическая терапия изначально представляла собой скорее социальный, нежели психологический процесс. Индивидуальные сложности понимаются в рамках их связи с культурой, к которой они относятся. В данных моделях рассказы играют главную роль, так как они включают в себя различные характеристики. Личные характеристики связаны с уникальной историей жизни, созданной рассказчиком. Здесь важен межличностный процесс, потому как рассказывать историю означает иметь слушателей, чьи ответы придают форму развертывающемуся повествованию. И, наконец, поскольку индивидуальные истории затрагивают также культурные источники, в данном ракурсе будут оцениваться и культурные характеристики…

Я вижу сценарий как повествовательную конструкцию, которая извлекает пользу из взаимодействия эксплицитной и имплицитной памяти, а также из текущих знаний, и имеет своей целью помочь человеку создать свою собственную идентичность, предвосхищая реакцию других и давая перспективы в жизни. Он обладает личностным, межличностным и культурным значением. Сценарий может быть и прожитым и повествовательным. Важные и значимые выражения сценария есть спонтанные автобиографические повествования, которые можно проанализировать по их содержанию или по форме. Повествования являются не только выражением сценария, но также способом его формирования и реформирования, поиска новых значений и интегрирования нового и старого опыта. Повествования создают межличностный контекст: они подвержены влиянию и сами оказывают влияние на культурный контекст. В этом отношении повествования предлагают дальнейшие варианты изменения собственного сценария…

Часто в результате прорабатывания болезненного воспоминания можно создать новую историю, которая придаст новый смысл и перспективы восприятию пациента самого себя и других, значимых для него лиц. Например, один и тот же эпизод жестокого обращения с детьми, который повлиял на принятие безнадежного сценарного решения «Я больше не буду близким ни с кем», можно было реорганизовать как эпизод, который призван помочь человеку развить чувство ответственности для защиты себя и своих собственных детей. Я рассматриваю «историю» человеческой жизни как последовательность реальных событий его жизни, которые можно перестроить. «Рассказы» – это личные конструкции, созданные человеком (или парой пациент-психотерапевт), в которых он придает определенное значение отдельным эпизодам и переживаниям в своей жизни. Мы не можем изменить нашей истории, равно как цвет волос, данный нам от природы, но мы можем изменить наши рассказы в зависимости от того, какое значения мы хотим придать событиям и какие отношения мы хотим выстроить с людьми…

Статья напечатана в сборнике «Life Scripts. A Transactional Analysis of Unconscious Relational Patterns.- Ed. by Richard G. Erskine.- London: Karnac, 2010»

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Facebook
Поделиться в социальных сетях